Возможна первичная и вторичная профилактика преступлений в сфере половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних.
Первичная профилактика включает меры, направленные на обеспечение условий для нормального и разностороннего развития личности, создания безопасной и комфортной микросреды:
- своевременное оказание помощи семьям группы риска;
- профилактика алкоголизма и наркомании у лиц из ближайшего окружения несовершеннолетних;
- правильное сексуальное воспитание детей, формирование у них знаний о взаимоотношениях полов, об общественно приемлемых и безопасных формах поведения в различных ситуациях.
На этапе первичной проводятся следующие мероприятия:
- разъяснительные беседы с детьми, направленные на выработку у них стратегий деятельности в ситуациях, угрожающих жизни;
- предупреждение противоправных действий окружающих:
- информирование детей о недопустимости открывать дверь квартиры чужим людям, входить с ними в подъезд и лифт, садиться в автомобиль к незнакомцам, знакомиться на улице, принимать подарки от незнакомых людей;
- проведение тренингов по формированию навыков безопасного поведения;
Все это приводит к снижению вероятности проявления актов насилия в общественных местах (дискотеках, кафе и пр.), учебных заведениях и т. д.
Вторичная профилактика заключается в оказании медико-психоло- педагогической помощи пострадавшим от насилия для нивелирования возникших психических расстройств, предупреждения суицидальных попыток и вторичной виктимизации.
На этом этапе большую роль играют:
- юридическая помощь потерпевшим, предоставляемая в правоохранительных органах и центрах, оказывающих социально-педагогическую поддержку;
- медико-психолого-педагогическая помощь по телефонам доверия, в детских приютах, центрах помощи семье и детям, территориальных центрах социального обслуживания населения, кризисных центрах для женщин и детей, детских поликлиниках и больницах и др.
Профилактическая работа должна проводиться в двух взаимосвязанных направлениях: работа с детьми и работа с родителями.
Следует помнить, что ребенок может избежать беды, если будет знать, что именно ему делать, когда он окажется в опасной ситуации. Твердо сказать «Нет!», рассказать тому, кто в состоянии помочь. Эти навыки жизненно важны для каждого ребенка, их следует динамично прививать ему для использования их в любой ситуации, угрожающей его безопасности.