На базе государственного учреждения образования «Детский сад № 142 г. Гомеля» реализуется инновационный проект Министерства образования Республики Беларусь «Внедрение кластерной модели взаимодействия региональных учреждений образования разных типов для формирования инклюзивного образовательного пространства» (2022-2025).
В проекте участвуют педагогические работники: учителя-дефектологи; педагог-психолог; воспитатели дошкольного образования; музыкальный руководитель; руководители физического воспитания. Так же участниками являются воспитанники специальной группы для детей с особенностями психофизического развития (далее ОПФР), воспитанники посещающие пункт коррекционно-педагогической помощи.
__________________________________________________________________
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ
«Внедрение кластерной модели взаимодействия региональных учреждений образования разных типов для формирования инклюзивного образовательного пространства»
Сроки реализации: 2022– 2025 годы
ЦЕЛЬ инновационного проекта:
формирование инклюзивного образовательного пространства посредством реализации кластерной модели взаимодействия региональных учреждений образования разных типов.
ЗАДАЧИ инновационного проекта:
— внедрить кластерную модель взаимодействия региональных учреждений образования разных типов для формирования инклюзивного образовательного пространства;
— совершенствовать знания и умения педагогов, работающих в условиях интеграции, направленные на повышение качества образовательного процесса обучающихся с ОПФР, обеспечение его непрерывности;
— развивать процессы преемственности, взаимодействия между учреждениями образования разных типов по обеспечению единства подходов, форм, методов, приёмов, способов деятельности и т.д., направленных на развитие личности ребёнка, успешности его социализации, просвещение родителей, законных представителей, совершенствование профессионализма педагогов;
— разработать локальные правовые документы, методические материалы, способствующие повышению эффективности педагогической деятельности в условиях интеграции, совершенствованию взаимодействия учреждений образования разных типов, развитию компетенций родителей, законных представителей обучающихся с ОПФР;
— оценить эффективность использования кластерной модели взаимодействия региональных учреждений образования разных типов для формирования инклюзивного образовательного пространства.
ПРОГРАММА инновационной деятельности:
1.Подготовительный (январь 2022 г. — март 2022 г.):
изучение нормативных правовых и инструктивно-методических материалов об инновационной деятельности в учреждениях образования Республики Беларусь;
рассмотрение в коллективе идеи инновационного проекта, осмысление теории и практики предстоящей инновационной деятельности, выявление готовности к реализации проекта, к работе в режиме инновационной деятельности;
определение механизмов, способствующих повышению мотивации всех участников проекта;
определение критериев, показателей, методов сбора данных об эффективности функционирования проекта;
разработка инновационного проекта;
подача заявки на участие в инновационной деятельности;
составление программы реализации на три года и календарного плана на первый год реализации проекта;
выявление профессиональных запросов педагогов;
анкетирование родителей.
2.Проектировочный (август 2022 г. — октябрь 2022 г.):
разработка и подготовка локальных нормативных документов;
разработка и согласование в рамках кластера плана взаимодействия всех субъектов;
организационное заседание, распределение и утверждение обязанностей всех участников проекта;
создание творческих групп (микрогрупп) проекта определение участников инновационной деятельности;
разработка плана внедрения в практику работы учреждения образования кластерной модели взаимодействия региональных учреждений образования разных типов для формирования инклюзивного пространства;
определение темы и целей инновационной деятельности каждого участника проекта, составление ими индивидуальных планов инновационной деятельности:
определение системы управления инновационной деятельностью;
определение содержания и периодичности диагностических процедур по оценке эффективности реализации проекта;
планирование системы обучения педагогов на основе их профессиональных запросов по вопросам осуществления образовательного процесса с обучающимися с ОПФР;
организация посещения педагогами дошкольного, общего среднего и дополнительного образования детей и молодёжи учебных занятий с обучающимися с ОПФР на базе учреждений специального образования (СДУ, ВШИ, ЦКРОиР) для трансляции имеющегося опыта, взаимопосещений.
3.Практический (ноябрь 2022 г.- декабрь 2024 г.)
организация работы по выполнению программы и календарных планов инновационной деятельности;
ведение участниками инновационного процесса педагогических дневников;
составление и утверждение календарного планирования;
проведение интерактивных форм обучения (мастер-класс, деловая игра, работа в парах, стажировка в ЦКРОиР, форум-театр, практикум и т.д) для повышения профессиональной компетенции педагогов по применению методов, форм и приёмов работы с обучающимися с ОПФР, организации инклюзивного образовательного пространства;
систематическая учёба участников проекта на базе ГОИРО (семинары, практикумы и др.), инструктивно-методические совещания по организации и ведению инновационного проекта (ноябрь 2022, декабрь 2023, декабрь 2024);
информационно-просветительская работа с родителями по развитию понимания важности инклюзивных процессов, сотрудничества с педагогическими работниками по созданию непрерывного образовательного процесса для обучающихся с ОПФР, расширение форм и методов в работе с родителями;
проведение совместных мероприятий между педагогическими субъектами кластера;
проведение опросов, анкетирования, тестирования: изучение профессиональных затруднений педагогов дошкольного, специального, общего среднего образования, дополнительного образования детей и молодёжи при работе с обучающимися с ОПФР; изучение мотивационной составляющей у педагогов к взаимодействию с обучающимися с ОПФР; проведение анкетирования обучающихся, выявление мнения родителей об особенностях и возможностях толерантной среды и др.; определение индекса инклюзивности образовательного пространства в учреждениях образования разных типов;
текущий анализ реализуемой инновационной деятельности и выявление наиболее эффективных форм и способов её осуществления;
осуществление взаимодействия с другими учреждениями образования, действующими в рамках темы данного проекта;
подготовка методических материалов.
4.Обобщающий (январь 2025 г. — февраль 2025 г.)
составление отчетов участниками инновационной деятельности и общего отчета по учреждению образования;
анализ полученных результатов и опыта их достижения. Оценка эффективности работы педагогического коллектива в логике кластерной модели взаимодействия региональных учреждений образования разных типов для формирования инклюзивного образовательного пространства;
описание опыта и его презентация в своем коллективе;
проведение итоговой конференции (фестиваля) по результатам инновационной деятельности совместно с другими инновационными площадками, действующими в рамках темы данного проекта.
5.Трансляционный (март 2025 г. — декабрь 2025 г.)
подготовка публикаций;
трансляция накопленного опыта через проведение обучающих мероприятий (семинары, вебинары, мастер-классы, микро обучение) со специалистами системы дошкольного, общего среднего, специального образования, дополнительного образования детей и молодежи.
Практическая значимость инновационного проекта определяется возможностью использования его результатов в деятельности педагогов дошкольного, специального (специальные дошкольные учреждения, ЦКРОиР), общего среднего образования, дополнительного образования детей и молодёжи. Исследование предполагает получение следующих результатов:
в работе с семьей:
сформированность у родителей воспитательной компетентности через расширение круга их педагогических и дефектологических знаний и представлений по взаимодействию с собственными детьми и педагогами, сформированность толерантного отношения среди родительской общественности к обучающимся с ОПФР;
вовлеченность родителей в образовательный процесс в качестве активных его участников, посредством их обучения приемам взаимодействия с детьми, организации совместной практической деятельности;
содействие изменению родительской позиции в повышении ответственности за воспитание и развитие своих детей, вооружение родителей позитивными способами коммуникации с детьми и педагогами;
создание условий для объединения родителей в сообщество, расширения социального пространства семей, воспитывающих детей с проблемами в развитии и семей нормотипичных обучающихся;
в работе с педагогами:
созданные условия для внутренней мотивации педагогов к профессиональному развитию по проблеме инклюзивного образования;
симулировать педагогов на непрерывное самообразование и внедрение инноваций, направленных на решение проблем;
рост профессионализма педагогов в применении специфических форм, методов, приёмов и способов работы с обучающимися с ОПФР для повышения качества их образования, в использовании различных форм работы с родителями, законными представителями по развитию понимания важности инклюзивных процессов, в обеспечении сотрудничества с педагогическими работниками других учреждений образования по созданию непрерывного образовательного процесса для обучающихся с ОПФР, детей-инвалидов, по развитию преемственности между учреждениями дошкольного, общего среднего, специального образования, дополнительного образования детей и молодёжи.
в работе с обучающимися:
включённость учащихся с ОПФР в учебный процесс в рамках создания педагогом условий для активного участия ребёнка с ОПФР в учебной деятельности во время занятий с учётом его возможностей и уровня развития;
повышение уровня знаний, умений и навыков обучающихся с ОПФР в результате применения эффективных форм, методов, приёмов, способов педагогического воздействия, поддержки родителей, осуществляющих соответствующее взаимодействие со своими детьми в домашних условиях (на основе полученных знаний);
умение обучающихся взаимодействовать в ходе совместной деятельности, в рамках организованной педагогом атмосферы сотрудничества на учебных занятиях, в ходе воспитательных мероприятий (свободное обращение за помощью к сверстникам, предложение помощи со стороны нормально развивающихся обучающихся и др.);
эмоционально положительный микроклимат детского коллектива — положительный социометрический статус детей с ОПФР, достаточный уровень сформированности коллектива, активная деятельность педагога по оптимизации межличностного общения в детском коллективе.
КОНСУЛЬТАНТЫ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА
Змушко Антонина Михайловна,
заведующий кафедрой специальной и инклюзивной педагогики Государственного учреждения образования «Академия последипломного образования», кандидат педагогических наук, доцент
Лобанова Наталья Николаевна,
методист учебно-методического отдела охраны детства и социальной работы Государственного учреждения образования «Гомельский областной институт развития образования»